Robot
Складчик
- #1
[Страдариум] Страдающее Средневековье: эпоха расцвета [Олег Воскобойников]
- Ссылка на картинку

X-XIV века — центральные столетия Средневековья
После долгого «рассвета» именно в это время цивилизация средневекового Запада достигла своего расцвета. Именно тогда выросли новые города, возникли университеты, поднялись к небу готические соборы, человек заново открыл для себя мир и осознал собственное достоинство. Тогда же из сказок, песен и легенд родилась новая западноевропейская литература. Попробуем охватить феномен средневековой цивилизации не только в ее важнейших достижениях, но и в поисках, ошибках, преступлениях.
Чему научитесь:
Встреча 1. Позволено ли средневековому человеку любопытство
А что, Бернард Клервосский, презрев земную юдоль, и впрямь не заметил Женевского озера? И если не заметил, значит ли это, что средневековому человеку вообще не интересно было все, что его окружает? Поговорим о том, как Средневековье относилось к любопытству, видя в нем то смертный грех, то основу прогресса.
Встреча 2. При дворе средневекового монарха
Разве средневековые короли интересовались чем-то кроме битв и налогов? Обычно да, но бывали исключения. Поговорим о куртуазной культуре, культе прекрасной дамы, этикете. Рассмотрим два образцовых двора XIII века: двор императора и сицилийского короля Фридриха II Гогенштауфена и Париж Людовика IX Святого.
Встреча 3. Бухгалтерия морали
Средневековый умник и пастырь душ стремился всему и вся найти правильное место в системе, словно книге на стеллаже. Представления о добре и зле стали на века двигателем мысли, постепенно оформившейся в тот стиль мышления, который мы часто без особой симпатии называем «схоластикой».
Встреча 4. Открытие природы
После падения Рима на протяжении столетий в христианской культуре господствовала символическая картина мира. Она постепенно начала меняться в XI веке, а еще через два столетия эмпирический взгляд на природу получил почти равные права с богословствованием и библейской экзегезой. Поговорим о Роджере Бэконе, магнетизме, астрологии, алхимии, о том, чем современная физика обязана мыслителям, чем - университетам, а чем - Римской церкви.
Встреча 5. Открытие человека: медицина, физиогномика, портрет
Не знахарством единым жил и выживал средневековый человек. Усложнение всех сторон повседневной жизни повлекло за собой новое открытие жизни тела, его неразрывных связей с бессмертной душой. Это открытие повлекло за собой возрождение медицины, физиогномики как искусства читать по лицам, наконец — индивидуального портрета.
После долгого «рассвета» именно в это время цивилизация средневекового Запада достигла своего расцвета. Именно тогда выросли новые города, возникли университеты, поднялись к небу готические соборы, человек заново открыл для себя мир и осознал собственное достоинство. Тогда же из сказок, песен и легенд родилась новая западноевропейская литература. Попробуем охватить феномен средневековой цивилизации не только в ее важнейших достижениях, но и в поисках, ошибках, преступлениях.
Чему научитесь:
- Находить связи между событиями истории культуры и повседневной жизни, опираясь на свидетельства исторических источников.
- Узнаете, что именно современная Европа породила в эпоху высокого Средневековья и что из этого сохранила.
- Обретете новый, лишенный притязаний на исключительность, взгляд на самих себя.
Встреча 1. Позволено ли средневековому человеку любопытство
А что, Бернард Клервосский, презрев земную юдоль, и впрямь не заметил Женевского озера? И если не заметил, значит ли это, что средневековому человеку вообще не интересно было все, что его окружает? Поговорим о том, как Средневековье относилось к любопытству, видя в нем то смертный грех, то основу прогресса.
Встреча 2. При дворе средневекового монарха
Разве средневековые короли интересовались чем-то кроме битв и налогов? Обычно да, но бывали исключения. Поговорим о куртуазной культуре, культе прекрасной дамы, этикете. Рассмотрим два образцовых двора XIII века: двор императора и сицилийского короля Фридриха II Гогенштауфена и Париж Людовика IX Святого.
Встреча 3. Бухгалтерия морали
Средневековый умник и пастырь душ стремился всему и вся найти правильное место в системе, словно книге на стеллаже. Представления о добре и зле стали на века двигателем мысли, постепенно оформившейся в тот стиль мышления, который мы часто без особой симпатии называем «схоластикой».
Встреча 4. Открытие природы
После падения Рима на протяжении столетий в христианской культуре господствовала символическая картина мира. Она постепенно начала меняться в XI веке, а еще через два столетия эмпирический взгляд на природу получил почти равные права с богословствованием и библейской экзегезой. Поговорим о Роджере Бэконе, магнетизме, астрологии, алхимии, о том, чем современная физика обязана мыслителям, чем - университетам, а чем - Римской церкви.
Встреча 5. Открытие человека: медицина, физиогномика, портрет
Не знахарством единым жил и выживал средневековый человек. Усложнение всех сторон повседневной жизни повлекло за собой новое открытие жизни тела, его неразрывных связей с бессмертной душой. Это открытие повлекло за собой возрождение медицины, физиогномики как искусства читать по лицам, наконец — индивидуального портрета.
Показать больше
Зарегистрируйтесь
, чтобы посмотреть скрытый контент.